Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Архитектура и искусство arrow Архитектура в лицах
Архитектура в лицах

В.А. Шрейбер (1817-1900), с 1833 г. вольноприходящий ученик Академии художеств, во время учебы получил серебряную и золотую медали (за проект театрального училища); в 1839 г. был удостоен звания художника четырнадцатого класса, с 1859 г. — профессор архитектуры. В 1838-1839 гг. В.А. Шрейбер участвовал в строительстве Исаакиевского собора в Петербурге. Для Барнаула по поручению Кабинета он осуществил корректировку классицистического проекта горного училища Я.Н. Попова в духе эклектики, что коснулось преимущественно декора фасадов.

В судьбах первых архитекторов Алтая много общего: были они сибиряками, рано начинали трудовой путь в казенных заводах, на средства Кабинета обучались в петербургской Академии художеств, учились у замечательных мастеров русского классицизма, но не получали дипломов свободных художников, находясь в постоянной зависимости от Кабинета. В период учебы награждались за архитектурные проекты (программы) серебряными и золотыми медалями (Л.И. Иванов), денежными премиями по представлению К.И. Росси (Я.Н. Попов), заслужили самые лестные характеристики, свои архитекторские обязанности исполняли творчески с сознанием гражданского долга. Исторические центры Барнаула, Змеиногорска, культовые здания первой половины XIX в. многих сел Алтая своим архитектурным обликом обязаны заводским архитекторам А.И. Молчанову, Я.Н. Попову, Л.И. Иванову и являются памятниками архитектуры [2, с. 6-8]. Творчество архитекторов Алтая конца 18-первой половины 20 столетий питалось передовыми идеями русского классического зодчества и принадлежит архитектурной школе Росси.

Во второй половине Х1Х-начале XX в. на Алтае работали «гражданские инженеры» и архитекторы со столичным образованием: И.М. Злобин, Н. Шульдаль, И.Ф. Носович, И.П. Ропет (Петров), А. Л. Шиловский, К.К. Лыгин, А.Д. Крячков. Их роль в строительстве городов Алтая в период капитализма неравнозначна. Н. Шульдаль построил несколько зданий в Барнауле в формах первоклассной эклектики [2, с. 9]. А.Л. Шиловский (1887-1921) проектировал для Алтая и Барнаула, в частности, синематографы (дома для демонстрации кинофильмов), обильно используя фольклорные мотивы в декоре деревянных зданий (не сохранились). По проектам А. Л. Шиловского строились и жилые дома, особняки. Это был талантливый профессионал и очень образованный человек. В 1906-1913 гг. он учился в петербургской Академии художеств в архитектурном классе, работал под руководством выдающегося архитектора В.А. Щуко, увлекавшегося народным зодчеством. После 1917 г. жил в Томске, где организовал систематическую зарисовку образцов томского деревянного зодчества.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
юбки для беременных
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.