Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Архитектура и искусство arrow Искусство
Искусство

Наряду с архитектурой развивались на Алтае и другие виды искусства — музыка, театр, живопись, декоративно-прикладное, народное искусство. Многие исследователи указывают на то, что в Сибири уже в XVIII в. были музыканты-профессионалы [8]. В начале 19 столетия в Тобольске, Иркутске, Барнауле в семьях чиновников и купцов появляются фортепиано.

Ученый Дерптского университета К. Ледебур, посетивший Алтай в 1826 г., отметил в своих записках: «П.К. Фролов (начальник Кольгеано-Воскресенских заводов) организовал оркестр и прекрасный хор» [ 10]. Музыка была тесно связана с театром. В XVIII в. общедоступные театры существовали в Омске, Иркутске, Барнауле. На театральную жизнь в Сибири значительное влияние оказывал театр при Тобольской архиерейской школе. Духовно-на-зидательные пьесы сочиняли преподаватели, актерами выступали учащиеся; спектакли сопровождались музыкой и пением.

Барнаульский театр был одним из первых в Сибири: в архивных документах он упоминается в делах 1786 г. под названием «Театральный дом» [9, с. 102]. Он был построен в 1776 г. за пределами заводской территории в жилой части города на Петропавловской линии (ныне ул. им. И.И. Ползунова) из дерева, но обшит был тесом «под камень» в формах классицизма. Театральный дом со сценой, зрительным залом, актерской комнатой («горенкой убиральной») входил в число казенных (заводских) строений. Театр был любительский, театральное здание зачастую выполняло роль места общения «разного звания молодых людей», где велось их «обучение», «разговоры отшедших гисторий» [11]. Таким образом, традиции любительского театра и прообраз Народного дома были заложены на Алтае в последней трети XVIII в. Барнаул — один из первых в Сибири театральных городов — имел специально для театра спроектированное и построенное здание. Вообще же зарождение светского театра в Сибири относится к 60-м годам XVIII в. [12, с. 130].

Живопись до конца 18 столетия на Алтае была представлена крестьянской стенной росписью, появившейся на территории Солонешенского, Залесовского районов, в центральной и южной частях Горного Алтая вместе с первыми переселенцами-старообрядцами. Кистевой росписью украшали стены и потолки избы, кухни, горенки, двери, печи; часто повторялся мотив цветущего куста, вырастающего из вазона, мотив цветка-розетки — желтого, синего, красного, сиреневого, розового оттенков. Местные авторы вносили свой вклад в создание сибирской иконы, население хранило старинные духовные книги.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.