Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Архитектура и искусство arrow Творчество живописца и графика Гуркина
Творчество живописца и графика Гуркина

Самым крупным явлением в изобразительном искусстве Алтая рассматриваемого периода было творчество живописца и графика Григория Ивановича Гуркина (1872— 1937). Алтаец по происхождению, первые уроки изобразительной грамоты он получил в иконописных мастерских — сначала в родной Улале, затем в мастерской Содотова в Бийске. В 1897-1898 гг. Г.И. Гуркин — ученик И.И. Шишкина в Петербурге, с 1899 по 1905 год — вольнослушатель пейзажного класса художника А.А. Киселева в Академии художеств. С 1905 г. жил и работал в с. Анос на берегу Катуни. В декабре 1907-январе 1908 г. в Томске состоялась персональная выставка произведений Г.И. Гуркина, ставшая значительным событием в художественной жизни Сибири. На ней экспонировалось 308 работ. Основная тема творчества художника — природа Горного Алтая, а также жизнь и быт алтайского народа.

В 1900-1910 годах Г.И. Гуркин создал такие произведения, как «Катунь весной» (1903), «Озеро в Лаже» (1907), «Хан-Алтай» (1907), «Каракол» (1909), «Корона Катуни» (1910), «Озеро горных духов» (1910) и др. Мастер-реалист, Г.И. Гуркин в своих картинах ярко выразил особенности своего национального художественного мышления, народное понимание величия и красоты природы. Популярность художника была очень велика, персональные выставки следовали одна за другой: Томск, Иркутск, Красноярск (1910 г.); Барнаул, Томск (1915 г.), Гуркин был просветителем и активным общественным деятелем, членом томского Общества любителей художеств. Он много путешествовал по Алтаю, собирал этнографический материал, принимал участие в сборе и издании народного эпоса. Увлеченность Г.И. Гуркина этнографией, его интерес к алтайскому эпосу и декоративно-прикладному искусству можно рассматривать и как поиски национальных основ своего творчества.

Живописец Андрей Осипович Никулин (1878-1945) первые навыки рисования получил в барнаульском горном училище; он писал первые этюды с натуры под руководством художника М.С. Волынского, декорации к спектаклям в Народном доме. С 1897 по 1903 год А.О. Никулин учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге, а затем до 1905 г. продолжал художественное образование в Италии и Франции (в Академии Жюлиан в Париже). После поездки за границу художник вернулся в Барнаул, но, не найдя здесь работы, в 1907 г. переехал в Саратов. Все же творчество А.О. Никулина было тесно связано с Алтаем, куда он периодически приезжал. Летом 1908 г. в Народном доме Барнаула состоялась его первая персональная выставка (и первая художественная выставка в городе). А.О. Никулин — автор работ основной темой которых был Горный Алтай, особенно значительны пейзажи 10-х годов XIX в.: «Река Кумир. Бучило», «Арасанский водопад», «Камни на реке Белокурихе», «Кедровый лес», «Горы Алтая», «Голубой Алтай». В них художник развивал традиции русской пленэрной живописи начала XX в. А.О. Никулин светло и радостно, воспринимал природу Горного Алтая, его живопись мажорна, он часто использовал приемы декоративного письма.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.