Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Бронзовый век Алтая arrow Энеолит и большемысская культура
Энеолит и большемысская культура

Иная картина наблюдается в эпоху энеолита. Энеолитические памятники лесостепного Алтая были открыты около 30 лет назад в результате работ Б.Х. Кадикова в предгорной зоне, но длительное время они оставались неизвестными или без достаточной аргументации относились к эпохе неолита.

Стационарные работы на оз. Иткуль и комплексе поселений у д. Павловка и Алексеевка в верховьях рек Барнаулки и Касмалы позволили выделить памятники или отдельные комплексы на многослойных, которые занимают промежуточное положение между неолитическими и памятниками эпохи бронзы, то есть относятся к эпохе энеолита. Сейчас известно около 50 памятников, давших энеолитические материалы. Это поселения: Костенкова Избушка, Ляпустин Мыс, Коровья Пристань-1 и 3, Городище-1 и другие — на оз. Иткуль; Комарове»-1 — на р. Иткуль; Малоугренево, Енисейское, Чеба-шиха, Бехтемир — на Бии; Долгая Грива, Одинцовка, Фоминское, Быстрый Исток, Пасечное, Волчиха, Цыганкова Сопка-1, 2 и 4, Чудацкая Гора - на Оби и другие. Памятники на озере и реке Иткуль полностью или в большей степени раскопаны. Известен пока лишь один могильник этого времени — Большой Мыс и отдельные захоронения на поселении Костенкова Избушка. Наиболее массовый инвентарь дали поселения Костенкова Избушка, где вскрытая площадь составила 2412 кв. м, Коровья Пристань-3 и Комарово-1 — более 1000 кв. м и т. д.

Преобладают керамические сосуды с острым или репо-видным днищем. Все они тонкостенные, тщательно выделанные. Более толстостенная кругловидная и с уплощенным дном посуда появляется в позднем энеолите. Видимо, это было связано с постепенным переходом от остродонной к круглодонной, а затем и к плоскодонной керамике. В орнаментации преобладают зубчатая и гладкая качалка, шагающая или отступающая гребенка (рис. 10). По венчику и шейке иногда наносились резной техникой сетки, треугольники, зигзаг. Эти приемы орнаментации часто встречаются на посуде кельтеминарских памятников Средней Азии и афанасьевских Горного Алтая. В единичных случаях встречаются сосуды с печатно-гребенчатой орнаментацией, более характерной для энеолита Восточного Зауралья и тюменского Приобья. Толстостенные сосуды иногда покрыты текстильным орнаментом, рядами жемчужин, реже ямок.

Большемысская энеолитическая культура
Рис. Большемысская энеолитическая культура: 1 — погребения; 2 — медное лезвие ножа; 3-18 — каменный инвентарь; 19-23 — керамика

Каменный инвентарь самый разнообразный. Это шлифованные и сверленые топоры, многочисленные тесла, ножи, наконечники дротиков и стрел, долОта, скребла, скребки, резцы, отбойники и точильные бруски, стерженьки для рыболовных крючков^ сверла, ножевидные пластины и вкладыши. Особенностью энеолитических памятников являются шлифованные ножи с прямым и вогнутым лезвием и комбинированные орудия, представляющие собой сверлапилки и развертки-ножи. Из кости сделаны мотыги, долота, гарпу-ны, наконечники стрел, лощила. Из меди изготовлены лезвия составных ножей и небольшие квадратные в сечении шилья. Подобные изделия получают широкое распространение в 1У-Ш тыс. до н. э. в энеолитических культурах Кавказа, Средней Азии и Казахстана.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.