Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Формирование буржуазии arrow Развитие торговли
Развитие торговли

На Алтае в дореформенный период крепостнические отношения и натуральное хозяйство крестьян сдерживали развитие торговли. Положение существенно меняется после отмены крепостного права. Обязательные работы мастеровых и приписных крестьян были заменены денежным оброком, рабочие за свой труд в промышленности стали получать зарплату.

Это повлияло на рост товарно-денежных отношений. На развитие торговли благотворно влияли увеличение населения округа, прежде всего за счет переселения крестьян, и рост торгово-промышленного населения городов и золотых приисков. Увеличивался спрос на продукты сельского хозяйства со стороны обрабатывающей промышленности Алтая и Западной Сибири. Алтай поставлял продукты и в другие регионы: север Западной Сибири, Восточную Сибирь, Урал. Одновременно увеличивался ввоз промышленной продукции из Европейской России, прежде всего текстильных товаров.

Характер торговли во многом определялся состоянием транспорта. В Европейской России во второй половине XIX в. основным транспортом стал железнодорожный, а на Алтае преобладал гужевой и водный. Зимой основная часть грузов перевозилась по трактам. Так, от Барнаула шли Змеиногорский и Павловский тракты, Московским трактом центр горного округа был соединен с главным для Сибири Московско-Сибирским трактом, по которому шли грузы на запад — через Тюмень в Ирбит, Нижний Новгород и Москву, и на восток — через Красноярск, Иркутск, в Кяхту на русско-китайскую границу.

Летом большую часть грузов и пассажиров перевозило пароходство, которое довольно успешно развивалось в Обь-Иртышском бассейне. Для Алтая начальной датой пароходного сообщения стал 1854 г., когда в Барнаул впервые прибыл «Ермак» купца Хаминова. В 1865 г. первый пароход дошел до Бийска. Всего к 1885 г. в Обь-Иртышском бассейне имелось 57 пароходов, большинство из них принадлежало тюменским и томским владельцам. Быстрее пароходство стало развиваться после 1885 г., когда железная дорога связала Екатеринбург с Тюменью. Уральская железная дорога оказалась в Тюмени соединенной с сибирской водной системой. В 1895 г. в Обь-Иртышском бассейне имелось 114 пароходов грузоподъемностью в 310 тыс. пудов. От Барнаула до Томска пароходы шли 5 суток, до Тюмени — 14. Кроме пароходов, грузы вверх по Оби (в основном, зерно) перевозили большие гребные лодки вместимостью от 10 до 40 тыс. пуд., каждую из таких лодок обслуживало от 16 до 36 матросов. В 1893 г. в Барнауле было основано пароходство Евдокии Ивановны Мельниковой, а в 1894 г. — Ельдештейна. В дальнейшем они превратились в крупные сибирские пароходные компании.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.