Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Формирование буржуазии arrow Развитие ярмарочной торговли
Развитие ярмарочной торговли

С одной стороны, развитие ярмарочной торговли свидетельствовало о росте товарно-денежных отношений в деревне, но с другой, отражало слабость стационарной торговли и слабую связь крестьян с рынком. Обороты ярмарок были подвержены колебаниям в зависимости от урожаев, подвоза зерна и прочих продуктов.

В неурожайные годы, естественно, меньше продавали и промышленных изделий. Рост ярмарочной торговли определялся прежде всего скупкой зерна и других сельскохозяйственных продуктов. Исследователь истории Алтая П. Голубев писал:

«С установлением зимнего пути по всем дорогам Алтая начинается беспрерывное движение обозов с хлебом, солью, кожами, салом, мясом и проч... Эти грузы тянутся на местные ярмарки, которые почти все бывают зимою» [4, с. 130-131].

Для ярмарок были характерны высокие цены на привозимые промышленные изделия и низкие на скупаемый хлеб и прочие сельскохозяйственные продукты. Важнейшей фигурой на любой ярмарке был скупщик, как правило, из числа разбогатевших крестьян. Так, в с. Ирьменском Бердской волости один из кулаков накопил большие запасы хлеба, приобретая его по дешевым ценам. Беднякам его в долг не давал даже за проценты. Он разработал систему соглашений, которые обрекали крестьян на кабалу. Голодающие крестьяне продавали ему корову за 6-7 руб. вместо 15-20. На эту сумму (6-7 руб.) он и отпускал крестьянам хлеб. А за проценты крестьяне должны были кормить корову до весны. Зачастую выбраться из кабалы подобных мироедов крестьяне не могли [5, с. 51-52]. Скупщики перепродавали сырье городским купцам, у них же они, чаще всего в кредит, получали партии товара (тканей и прочих фабричных изделий).

Купцы-оптовики держали в своем подчинении торговлю больших районов. В мануфактурной торговле на Алтае господствовали Суховы, Морозовы, Жернаков, в винной торговле — Платоновы, в торговле через Чуйский тракт с Монголией — Ассанов, Бодуновы, Фирсовы, Васенев. До конца XIX в., как и повсюду в Сибири, на Алтае проявлялись черты монополии феодального типа, то есть старокупеческие монополии.

В торговле с Центральной Россией и Уралом Алтай выполнял роль аграрного района, поставляя сырье и потребляя фабричные изделия. В пореформенное время это наиболее проявлялось в хлебной и мануфактурной торговле. Все большую роль в торговле Алтая играл хлеб. Уже в 60-е годы XIX в. в Барнаул, Бийск и Кузнецк подвозился хлеб для продажи. Он скупался владельцами крупчатых мельниц, винокуренных заводов и золотых приисков. Хлеб в зерне и мука Алтая вывозились на север Сибири и в восточном направлении. Барнаульские хлеботорговцы имели склады в Тюмени, Тобольске, Томске, Красноярске и прочих городах. К концу 70-х годов вывоз хлеба в северном направлении составлял несколько миллионов пудов [2, с. 82].

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.