Fade
Главная arrow Наука и техника arrow Географические и геологические исследования Алтая
Географические и геологические исследования Алтая

В первой половине XIX в. Алтай был основным объектом географических и геологических исследований, осуществленных многими русскими и зарубежными исследователями. Большой вклад в изучение Алтая внес Г.И.*Спасский, работавший в течение нескольких лет в Колывано-Воскресенском округе. Он обследовал обширный район Рудного Алтая, верховий Бухтармы, Чарыша, Кана, хребты Тигирецкий, Холзун, собрал богатый материал о животном мире, природных богатствах Алтая.

В 1826 г. на Алтае побывала крупная экспедиция под руководством профессора Дерптского университета К.Х. Ледебура и его помощника К. Мейера. В состав экспедиции вошел работавший на Алтае выпускник Дерптского университета А.А. Бунге.

Ученые побывали во многих местах Алтая: Колывани, Змеиногорске, Риддере, прошли по долинам верхнего Иртыша, Катуни, Чуй. Главной задачей экспедиции являлось изучение алтайской флоры. Было открыто более 400 новых, ранее неизвестных ученым видов растений. В Дерпт привезли гербарий из 1600 видов, более 1,3 тыс. образцов семян, более 200 живых растений. Была уточнена карта Алтая, подробно описан Катунский хребет с его вершиной Белухой. В 1829 г. Алтай посетили с исследовательской целью известный немецкий ученый А. Гумбольдт, а также Г. Розе, X. Эренберг, А. Эрман. В трудах этих исследователей содержится интересный материал об Алтае.

В 30-40-е годы XIX в. на Алтае работал Ф.Е. Геблер. В 28 лет он приехал в Россию из Германии и до конца жизни жил и работал на Алтае, где и умер в возрасте 69 лет в 1850 г. Врач по специальности и по службе, Ф. Геблер изучал причины заболеваний работных людей, добивался некоторого улучшения условий их труда. Он много ездил по Алтаю, первым открыл и описал истоки реки Катуни, исследовал ледники Катунского хребта, открыл несколько видов неизвестных науке животных. В его честь один из подвершинных ледников высочайшей вершины Алтая — Белухи — носит название ледник Геблера.

Большой вклад в изучение Алтая внесли геологи и путешественники Г.П. Гельмерсен, Е.П. Ковалевский, П.А. Чихачев, Г.Е. Щуровский. Г.П. Гельмерсен прошел по долине Бии до Телецкого озера, исследовал геологическую структуру Алтайских гор. Путешествие П.А. Чихачева в 1842 г. охватило обширные площади Кузнецкой котловины, Алтайских гор, Минусинской котловины, части Восточных Саян. Собранные материалы потребовали нескольких лет обработки. В 1845 г. в Париже на французском языке была издана монография, о результатах исследования. Часть этой монографии (13 глав) впервые вышла на русском языке только в 1974 г. Труд П.А. Чихачева содержит глубокое страноведческое описание Алтая. Наряду с геолого-географическими материалами, он содержит много ценных сведений по этнографии. Г.Е. Щуровский, также посетивший Алтай, в 1844 г. выпустил книгу «Геологическое путешествие по Алтаю».

Хорошо знал Алтай известный русский ученый П.П. Семенов-ТянШанский. Из Барнаула начинались две его экспедиции: 1856 и 1857 годов. Зиму 1856/57 года ученый прожил в Барнауле, занимаясь систематизацией и изучением собранных материалов.

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Питерский торт на свадьбу купить.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.