Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Наука и техника arrow XVIII-первая половина XIX в.
XVIII-первая половина XIX в.

В казанное время Алтай превращается в один из важнейших горно-металлургических районов России, особенно по производству меди, серебра и золота. Все это способствовало сосредоточению на Алтае выдающихся инженерно-технических кадров, развитию научной и технической мысли.

Горнозаводское производство на Алтае начал А. Демидов. Для этого он перевел сюда лучших своих специалистов с Урала и Тулы. Пригласил он и иностранцев: Христиани, Юнгханса, Трегера. Так начали складываться инженерно-технические кадры на Алтае.

После 1747 г. уже Кабинет посылал на Алтай лучших специалистов России. Приехали люди, закончившие иностранные и российские высшие учебные заведения. Служба на Алтае была престижна. Были организованы при заводах и рудниках горно-заводские школы, где дети мастеровых обучались основам наук и практике рудоразборки. В Барнауле впоследствии открыли горное училище, где готовили техников.

Специалисты Алтая внимательно следили за передовой наукой и техникой, читали литературу на восьми европейских языках. Кабинет постоянно пополнял прекрасную библиотеку в Барнауле. Небольшие библиотеки с необходимой технической литературой имелись при каждом заводе и большом руднике. В необходимых случаях специалисты с Алтая проходили стажировку на лучших заводах Европы. Естественно, вскоре складываются прекрасно подготовленные кадры, способные не только поддерживать производство, но и вносить новшества, осуществлять изобретения.

Из российских ученых прежде всего следует отметить И. И Ползунова — создателя первого в мире универсального парового двигателя. Работу над паровой машиной он завершил в 1765 г. Официальное испытание машины началось 23 мая 1766 г., но уже без И.И. Ползунова, который умер за неделю до этого дня. Машина проработала полтора месяца и после устранения мелких неполадок была приспособлена для подачи дутья в плавильные печи. В дальнейшем не нашлось специалиста, способного устранить конструктивные дефекты, неизбежные при создании новой машины. Поэтому после очередной поломки машина была заброшена, а в 1780 г. разобрана на части.

Главной причиной такой судьбы создания И.И. Ползунова, да и ряда других изобретений алтайских специалистов, была незаинтересованность Кабинета в техническом перево-оружении заводов. Подневольный и дешевый труд мастеровых и приписных крестьян обеспечивал без всяких излишних расходов на усовершенствование функционирования заводов и рудников. Но даже в такой обстановке научно-техническая мысль постоянно развивалась. На Алтае трудились выдающиеся инженеры и техники-изобретатели: К.Д. Фролов, П.М. Залесов, М.С. Лаулин, СВ. Литвинов, П.К. Фролов и другие.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.