Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Промышленность в XIX веке arrow Доставка руды, угля и прочего сырья
Доставка руды, угля и прочего сырья

Доставку руды, древесного угля и прочего сырья к заводам до 1861 г., как известно, осуществляли приписные крестьяне. При найме на работу крестьян после 1861 г. часто нарушались их права, использовались грубые формы эксплуатации. По свидетельству Н. Зобнина, в 1864 г. Алтайское горное правление разрешило горным конторам включать крестьян-недоимщиков в арестантские роты и посылать на заводские работы, что являлось прямым нарушением закона 1861 г. об отмене крепостного права.

Новые условия найма свидетельствовали, что положение рабочих оставалось тяжелым на кабинетских предприятиях, несло черты крепостничества и после 1861 г. Не изменилась продолжительность рабочего дня: 12 часов — на заводах и 8 — в рудниках. За «проступки» рабочих лишали права получать бесплатный лес и лечение.

Широко практиковалось штрафование в денежной форме и даже наказание розгами. Как и раньше, рабочие страдали от безобразных условий труда. Сернистые и свинцовые испарения в цехах сереброп-лавильных заводов вели к легочным, глазным и кожным заболеваниям. Из-за нарушения техники безопасности многие рабочие получали травмы и гибли. Например, с 1882 по 1888 год на кабинетских предприятиях Алтая погибли 19 человек и был изувечен 81.

Процент пострадавших здесь был гораздо выше, чем в среднем на заводах страны. Тяжелые условия труда были неразрывно связаны с общей технической отсталостью кабинетской промышленности. А эта отсталость была итогом многолетнего использования крепостного труда. Именно благодаря эксплуатации мастеровых и приписных крестьян алтайская промышленность и давала доходы.

Алтай был родиной многих выдающихся изобретений в горном деле, которые, как правило, в производство не внедрялись. В условиях эксплуатации крепостного труда они были просто не нужны. Но и после отмены крепостного права технический прогресс с огромным трудом пробивал себе дорогу в кабинетской промышленности. Немецкий ученый и путешественник А. Брем, побывавший на Алтае в 1876 г., отметил упадок горного производства, обвинив в этом советников императорского Кабинета:

«...Они противятся веяниям нового времени... Пока горное дело еще сводит концы с концами, его не трогают, но и не дают средств, чтобы снова привести его в движение с помощью новых методов» [3, с. 113].

Впрочем, и барнаульская администрация не являлась сторонницей прогресса. Так, по мнению сибирского писателя Ивана Кущевского, искусственно сдерживался переход на производстве от древесного к каменному углю:

«Мелкое начальство от древесного угля издавна привыкло скапливать и класть в карман по несколько десятков тысяч рублей в год, на такие доходы от каменного угля не надеются» [4, с. 68].

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.