Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Просвещение arrow Барнаульское горное училище
Барнаульское горное училище

На рудниках и заводах не хватало техников и инженеров, для подготовки которых элементарные горнозаводские школы не были пригодны. В связи с этим Кабинет в 1779 г. принял решение об открытии Барнаулького горного училища — среднего профессионально-технического учебного заведения с пяти-шестилетним сроком обучения на базе начальной школы. Фактически училище начало функционировать в 1785 г. [3, с. 327].

Открытие его задерживалось из-за отсутствия преподавательских кадров. Наконец удалось привлечь к работе в училище коллежского асессора Мартова, архивариуса Шрамма и пастора Габриэля. Мартов преподавал арифметику, геометрию, начала алгебры, физику, общую и российскую географию, историю и российскую грамматику с упражнениями. Шрамм вел химию, минералогию и металлургию, а Габриэль — латинский, немецкий и французский языки.

В первый год в Барнаульском горном училище обучалось 20 подростков. Затем численность учащихся постепенно увеличивалась и через шесть лет составила 90 чел. Занятия проводились с группой в 16 учеников.

Первоначально горное училище предназначалось для детей «благородных» сословий, в основном горных офицеров, дворян. Не случайно учебное заведение имело второе название — Барнаульское благородное горное училище. Однако прослойка «благородных» людей в Барнауле была незначительной, набор учащихся только из их среды оказался нереальным. Уже летом 1789 г. по распоряжению Г.С. Качки в училище стали принимать наиболее способных выпускников горнозаводских школ, принадлежавших к разным сословиям.

В первые годы существования училища не приходилось говорить об упорядоченном и строго очерченном курсе обучения. По существу, велись подготовительные занятия. Более обстоятельное и систематическое обучение началось с  января 1789 г., когда к преподавательской работе в училище приступил выпускник Петербургской учительской семинарии В.В. Петров, впоследствии известный ученый-электротехник, академик.

Василий Владимирович в училище преподавал математику, физику, российскую грамматику и латинский язык. Молодой, высокообразованный, гуманный и чуткий педагог сразу установил с учащимися отношения откровенной доброжелательности и взаимопонимания. С приходом В.В. Петрова в училище весь строй занятий улучшился.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.