Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Просвещение arrow Доходная отрасль царского Кабинета
Доходная отрасль царского Кабинета

В 30-40-е годы XIX в. горное дело на Алтае еще продолжало развиваться и являлось доходной отраслью царского Кабинета. 4 августа 1836 г. правительство утвердило «Положение об учебных заведениях при Алтайских заводах». Этот документ, составленный под непосредственным контролем и влиянием императора, ярко отражал главную идею — давать учащимся в горном училище и горнозаводских школах только те знания, «...кои необходимы им будут при выполнении обязанностей, сообразных с их социальным положением и местом в обществе».

Перед горным училищем ставилась задача подготовки мастеровых и технического персонала низшего разряда. Дети высших чиновников проходили в нем лишь первоначальную подготовку, после которой направлялись в Горный кадетский корпус или иные учебные заведения Петербурга и Москвы. Горнозаводские школы были призваны готовить детей и подростков к участию в производстве в качестве простых рабочих или низших служащих.

Резко уменьшается время, отводимое на изучение общеобразовательных дисциплин. Преподаватели ориентируются на изложение практических сведений по изучаемым предметам. В то же время возрастает объем часов, отводимых на изучение церковных предметов.

Горнозаводские школы, расположенные в «частях» горного округа, на его периферии, при заводах и рудниках, получили название «частных училищ». Устанавливалось, подчинение их горному училищу, названному теперь Окружным горным училищем. С начала 1836/37 учебного года частные училища открывались при всех перспективных заводах и рудниках. Всего насчитывалось 15 училищ с общим числом учащихся 1875 чел.

Усиление централизованной подчиненности и контроля в известной мере способствовало упорядочению учебного процесса. Инспектор учебных заведений Алтайского учебного округа утверждал единый режим учебного дня и постоянное годовое расписание всех учебных заведений. Была введена единая десятибалльная система оценок.

Основную массу населения Алтая составляло крестьянство. Царское правительство не проявляло заботы об образовании детей земледельцев. Оно запрещало обучать детей крестьян и в частных училищах — темными массами легче было управлять. Правда, в 30-е годы XIX в. по особому указанию томского губернатора при частных училищах до 80 крестьянских мальчиков обучались «писарскому делу». Данная мера была предпринята в связи с тем, что крестьянское население оказалось сплошь неграмотным и возникли определенные трудности в управлении им.

В 1838 г. по решению Синода Томской епархии предписывалось открывать в селах элементарные школы. Первая сельская школа на Алтае была учреждена в 1840 г. в с. Новикове В 1850 г. начальные школы открываются в Тогуле и Локте. Всего до 1880 г. открыто 32 сельских школы, в которых обучалось 769 чел.

В течение всей первой половины XIX в. просвещение на Алтае развивалось медленно. До реформы 1861 г. в округе не было ни одной средней общеобразовательной школы. Открытая в Горном Алтае (в Улале) в 1838 г. миссионерская школа почти в течение 50 лет оставалась единственным учебным заведением на этой обширной территории.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.