Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Просвещение arrow Открытие в Барнауле первой женской гимназии
Открытие в Барнауле первой женской гимназии

Вопрос об открытии в Барнауле первой женской гимназии ставился чиновниками в течение трех лет. Наконец в 1900 г. она приступила к работе.

В первом учебном году в ней обучалось 179 учениц — в основном детей высокопоставленных чиновников, священнослужителей, купцов, предпринимателей и зажиточных мещан. В 1902 г. в гимназии открывается восьмой, педагогический класс.

В 1915/16 учебном году в Барнауле на базе другой прогимназии организуется вторая женская гимназия, а через два года — третья. Еще раньше здесь возникла частная женская гимназия Буткевич. Мужская гимназия в Барнауле была открыта в 1910 г. В Бийске первая женская гимназия начала работу в 1905 г. В 1909 г. в этом городе открывается также частная мужская гимназия. К началу первой мировой войны в Бийске, кроме того, начали функционировать еще две частные гимназии.

Гимназии отвечали интересам тех молодых людей, которые стремились получить гуманитарное образование и затем продолжать его в университете. Учебным планом 1914 г. на цикл гуманитарных дисциплин, изучаемых в гимназии, отводилось 138 часов (по тогдашней системе отчетности) в неделю, в два раза больше по сравнению с количеством учебного времени, расходуемого на изучение математики, физики, природоведения и географии, вместе взятых. Женские гимназии девушкам предоставляли возможность получить профессию учительницы элементарной школы. Преподаватели гимназий добивались от учащихся выработки красивого почерка, навыков грамотного письма, выразительного чтения, неплохого знания древних и современных иностранных языков, логики.

Гимназическое образование рассматриваемого периода характеризовалось большим отрывом от жизни. Зачастую уровень практической и теоретической подготовки учащихся оставался крайне низким. В 1907 г. попечитель Западно-Сибирского учебного округа А. Лаврентьев обследовал Барнаульскую женскую гимназию. «При производстве ревизии гимназии, — отмечал он, — выяснилось, что воспитанницы обнаруживают при ответах малую начитанность, затрудняются, например, назвать по литературе даже самых выдающихся деятелей отечественной литературы и названия произведений, не говоря уж о краткой передаче содержания последних». В то же время учащиеся гимназий и реального училища" были чрезвычайно перегружены домашними заданиями.

Жизнь гимназий и реального училища строго регламентировалась. К примеру, для проведения внеклассной работы с учащимися требовалось получить разрешение окружного начальства. Даже вечера художественной самодеятельности можно было проводить только с ведома и согласия попечителя учебного округа, а иногда только с санкции губернатора. В период наступления реакции без ведома губернатора запрещались даже учебные экскурсии на производство. Правящие круги опасались, что революционные настроения рабочих могут передаться учащейся молодежи.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.