Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Просвещение arrow Первая школа
Первая школа

Вопрос о том, когда была учреждена первая на Алтае школа, до сих пор окончательно не выяснен. Некоторые видные краеведы утверждают, что первая горная школа при Колыванском заводе была открыта в 1739 г., а в поселке Барнаульского завода — в 1747 г. Но эти вполне вероятные свидетельства, оставленные исследователями СИ. Гуляевым и П.Е. Семьяновым, не подкрепляются документальными материалами.

С 50-х годов XVIII в. появляются достоверные и подробные сведения о горных школах на Алтае. Известно, что горная школа в поселке Барнаульского завода была открыта 18 января 1753 г. Об этом в дошедших до нашего времени документах говорится так: канцелярия Колывано-Воскресенского начальства «определила учредить» горную школу в Барнауле «для обучения детей мастеровых по-российски читать и писать» [1, с. 93]. Под школу был приспособлен небольшой одноэтажный деревянный дом, который стоял на левом берегу Барнаулки, в районе нынешнего Центрального рынка.

Указанная школа учреждалась как начальная общеобразовательная с. горнозаводской специализацией. В нее зачисляли только мальчиков пяти-шестилетнего возраста и обучали до четырнадцати лет. Сначала в школе числилось 20 учеников. К 1769 г. число их увеличилось до 37.

Учебный год в школе длился все 12 месяцев, подразделяясь на трети, по 4 месяца каждая. Каникул не было. Занятия начинались с восьми утра и продолжались зимой до трех, а весной и осенью — до четырех часов дня с часовым перерывом на обед. Только для детей менее семи лет время учебных занятий несколько сокращалось.

Обучали школьников чтению и письму, на что уходило несколько лет. Обучение начиналось с изучения азбуки. От нее переходили к чтению букваря «Первое учение отроком» Феофана Прокоповича, а также псалтыри (книга псалмов или песнопений — одна из книг Библии, в средневековье была основной книгой для овладения грамотой) и часослова (православная богослужебная книга, содержащая молитвы и песнопения суточного круга богослужения, в том числе служб, называемых «часами» — отсюда название). Чтение этих книг сочеталось с обучением письму. Сначала дети остроконечными палочками выводили буквы на песке. Для этого перед каждым из учащихся устанавливали небольшой ящик, наполненный доверху мелким песком. Песок разравнивали линейкой. Учитель древесным углем на гладко выструганной доске показывал, как пишутся те или иные буквы и слова, а ученики воспроизводили написанное. На такого рода упражнения уходили многие месяцы, что позволяло экономить бумагу. В отчете учителя так и значилось — «пишут по песку». Затем школьники писали «прописи», медленно и аккуратно копировали образцы букв и слов. Известны и имена школьных наставников. Первым учителем Барнаульской школы был присланный из Томска дьячок Петр Хавов. В 1758—1760 годах детей обучал священник С.А. Шелковников. Учителя сами объясняли очень мало, обычно давали задания («уроки») учащимся по учебнику и строго проверяли их выполнение. Нерадивых и недисциплинированных школьников наказывали березовыми прутьями, лишали обеда или ужина.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.