Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Просвещение arrow Приближение школы к жизни
Приближение школы к жизни

Буржуазно-демократическая революция 1905—1907 годов со всей остротой поставила вопрос о приближении школы к жизни. В действительности, содержание и организация деятельности школ Алтая ни в коей мере не соответствовали потребностям производства и духовной жизни общества.

Связь школы с жизнью подчас принимала уродливые формы. Например, продолжительность ученого года в сельских начальных школах устанавливалась в зависимости от сроков начала и окончания сельскохозяйственных работ, в которых принимали участие и дети. Подобный «учет требований земледелия» дезорганизовывал учебные занятия в школе, не обеспечивал подлинной связи умственной подготовки ребят с их трудовой деятельностью. Сельскую школу заедал узкий практицизм. С первых лет учебы дети, не получив серьезной общеобразовательной подготовки, вынуждены были усваивать прикладные знания, разбирать «деловые статьи» по сельскому хозяйству и ремеслам. При двухклассных и городских училищах открываются ремесленные отделения для обучения ребят столярному, токарному, слесарному, кузнечному и прочим ремеслам. При этом ставилась задача — «получить рабочего с верным глазом и ловкой рукой», в котором нуждались, предприниматели. Объем получаемых учащимися общеобразовательных знаний существенно сокращался.

Крайне медленно в Алтайском округе развивалось среднее образование. До начала XX в. здесь не было ни одной гимназии, а прогимназии действовали только в Барнауле и в Бийске. Единственным средним общеобразовательным учебным заведением в округе являлось реальное училище, выпускники которого могли поступить лишь в технический вуз.

Между тем жизнь требовала расширения подготовки молодежи со средним образованием, поскольку росла сеть начальных школ, а учительских кадров для них не хватало. Потребность в кадрах учителей элементарных школ можно было удовлетворить прежде всего за счет выпускников гимназий. Развивающимся промышленности, сельскому хозяйству, транспорту и торговле были необходимы соответствующие специалисты, что также требовало среднего образования.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.