Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Просвещение arrow Развитие просвещения на Алтае в 1861—1917 годах
Развитие просвещения на Алтае в 1861—1917 годах

Буржуазная эпоха повысила требования к уровню образования населения. Развитие капиталистических I отношений в сельском хозяйстве и промышленности вызвало потребность в значительном количестве грамотных служащих и рабочих. Поэтому в послереформенный период остро встал опрос о расширении сети школ, прежде всего начальных.

С отменой крепостного права горнорудное производство лишилось дешевой рабочей силы и стало приходить в упадок. Один за другим закрывались рудники и заводы.

В 1879 г. горные школы были переданы в ведение Министерства народного просвещения и преобразованы в двух-/ классные начальные и городские училища, лишенные практического уклона. Горное училище в 1897 г. также было реорганизовано в Барнаульское реальное училище [ 1 с. 225].

Сеть начальных школ постепенно расширялась. В 1889 г. на Алтае насчитывалось 225 начальных школ с числом учащихся 7064. Среди них числились 22 городских, 66 волостных (типа земских), 89 церковноприходских, 27 миссионерских, 8 казачьих. Кроме того, здесь работало несколько двухклассных училищ и частных школ. В начальных школах числилось 1354 девочки.

Еще до реформы 1861 г. в общественных кругах и среди чиновников начались разговоры об открытии в Барнауле женской прогимназии — неполного среднего учебного заведения. У городских властей не хватало средств для этих целей. И только когда жена горного инженера Е. Преображенская подарила дом для прогимназии, ее удалось открыть в 1877 г.

Первая в Барнауле женская прогимназия имела в то время в своем составе подготовительное отделение (26 учениц) и первый класс (24 ученицы). Обучение в ней было платным; прогимназия предназначалась для детей привилегированных сословий. Так, в 1879/80 учебном году из 82 учениц прогимназии насчитывалось лиц: из дворянских семей — 66, духовенства — 6, купеческих и мещанских — 8, прочих — 2. Из крестьян не было ни одной ученицы.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.