Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Просвещение arrow Сеть миссионерских школ
Сеть миссионерских школ

К концу XIX в. несколько расширилась сеть миссионерских школ в Горном Алтае. К 1897 г. число их достигло 25. В этих школах обучалось 474 мальчика и 166 девочек. Школы, естественно, были не в состоянии обучать всех желающих. Например, в 1896 г. Чемальскую школу посещало 32 чел., хотя в то же время 120 мальчиков и девочек школьного возраста не были охвачены обучением. В Шебалине насчитывалось около 120 детей школьного возраста, 92 из них не посещали школы. Такая картина наблюдалась повсюду. К тому же школы пребывали в жалком состоянии. Занятия проводились в неприспособленных помещениях, зачастую в молитвенных домах и на квартирах у крестьян. Учителями, как правило, работали выпускники Улалинского и Бийского катехизаторского училищ. Но часто занятия вели и случайные люди. Так, в 1897 г. в Чергинской школе «учительствовал запасной ефрейтор», некогда обучавшийся в начальных классах. В Шебалине преподавал «исключенный из второго класса городского училища» бийский мещанин.

Дальнейшее развитие капиталистических отношений делало необходимым расширение сети учебных заведений, однако царская администрация и местная знать не были заинтересованы в широком развитии народного образования. Их вполне устраивало, что дети рабочих и крестьян получали лишь минимум знаний, необходимых для поддержания и развития хозяйственной жизни региона. В 1910 г. на нужды народного образования в Сибири из денежных средств казначейства расходовалось 15 коп. на душу населения, в то время как в центре страны — свыше 50 коп. Недоставало школьных помещений и учителей.

Даже в Барнауле начальные школы влачили жалкое существование. Вот что писал по этому поводу в Городскую управу протоиерей Барнаульского собора:

«В Барнауле существует шесть церковноприходских школ: Соборная, Богородская, Знаменская, две Покровских (мужская и женская) и при Благотворительном обществе. Все перечисленные школы имеют свои здания, содержат прислугу. Учащий персонал этих школ получает содержание от казни в размере 420 руб. в год. Этот скромный оклад при дороговизне городской жизни едва удовлетворяет необходимые потребности тех, кои пользуются готовой квартирой при школе... Что касается тех, кои проживают на частных квартирах, они находятся в очень тяжелом положении».

Далее протоиерей указывает, что не хватает средств на ремонт школьных зданий и приобретение учебно-наглядных пособий. Он просит Управу об ассигновании на школу, «дабы нормально провести учебный год». Управа же в ответ на ходатайство протоиерея рекомендует ему «прибегнуть к поиску лиц, кои могли бы жертвовать на школу не обременительные суммы». В таком же, если не в худшем, положении находились министерские школы.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.