Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Просвещение arrow Школьное дело на Алтае в конце XVIII—первой половине XIX вв.
Школьное дело на Алтае в конце XVIII—первой половине XIX вв.

В конце XVIII в., в связи с попыткой правительства Екатерины II создать некоторые основы всесословной общеобразовательной школы, в 1788 г. в Барнауле открывается четырехклассное Главное народное' училище (одно из трех в Сибири) [1, с. 95], В двух классах этого училища в 1793 г. обучались 63 ученика — выходцы из разных сословий, среди них числилось 7 девочек. Учителями работали выпускники Петербургской учительской семинарии.

В 1797 г. училище закрывается — формально из-за ликвидации Колыванского наместничества, а фактически из-за отсутствия необходимого финансирования и еще из-за того, что не выдержало соревнования с горными школами и училищем по той причине, что заводская администрация не была заинтересована в развитии в Барнауле всесословной школы.

Тяжелое положение, в котором оказалась Россия во время войн 1805—1815 годов, неблагоприятно сказалось на проведении начатого в 1803—1804 годах реформирования просвещения. Наступление реакции во второй четверти XIX в. заметно затормозило развитие школьного дела в стране, в том числе и на Алтае. В 1828 г. был издан школьный устав, усиливающий наблюдение царских чиновников за школами: сибирские учебные заведения ставились под генерал-губернаторский надзор. В школах укреплялась система муштры и зубрежки, в учебном процессе возросло значение православного духовенства. В соответствии с предписанием царского правительства школы обязывались строго соблюдать сословный принцип в образовании юношества, не допуская «простолюдинов» в гимназии и тем более в высшие учебные заведения.

В связи с этим в Барнаульском горном училище вводится определенное разграничение прав учащихся, выходцев из разных сословий: иностранные языки разрешалось изучать лишь представителям привилегировнных сословий. Указанная мера закрывала детям трудящихся доступ в Горный кадетский корпус.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.