Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Просвещение arrow Словесный класс
Словесный класс

Проучившись три-четыре года, учащиеся, наконец, овладевали навыками чтения и письма, оканчивали так называемый словесный класс. Но этого было мало. Горно-металлургическое производство предъявляло более высокие требования к образованию подростков. С 1761 г. в школе вводится обучение арифметике, геометрии и тригонометрии. Канцелярия округа предложила также преподавать учащимся «знаменование», то есть черчение. Школа получила новое название: Барнаульского завода школа. Классы же (своеобразные ступени обучения) стали называть словесными, арифметическими, геометрическими. В каждом из таких классов дети обучались в течение ряда лет.

На последней ступени обучения учащиеся изучали основы горного дела. Они усваивали знания о рудах, о механике, архитектуре, черчении и рисовании, получая тем самым довольно широкую в то время общетехническую подготовку, овладевали различными ремеслами (камнерезание, токарное, столярное, паяльное дело и др.). Ремеслам учили на заводах опытные мастера.

Непосредственно горнозаводскому делу обучали всех учащихся. Ежегодно ученики, достигшие девяти лет, с апреля по октябрь направлялись на рудники «к разбору руд», что, безусловно, способствовало приобретению ими практических умений, но в то же время вредило их здоровью. Часть учащихся проходила дополнительное ученичество на предприятиях, им присваивались горные служебные чины.

Число обучающихся в школе со временем возрастало. В отчете за 1763 г. учитель И. Морозов пишет, что в школе «в науках находится 120 малолетов, 36 из них постигают арифметику, геометрию и тригонометрию, остальные обучаются в словесном классе» [2].

Говоря об открытии первой школы на Алтае, нельзя не подчеркнуть значимости этого события. По количеству учащихся, по укомплектованности учителями, обеспечению учебниками, письменными принадлежностями, наглядными пособиями и инструментами Барнаульская школа была одной из лучших в Сибири. Горные школы, решавшие проблему подготовки квалифицированных кадров для заводской промышленности, стали первыми очагами светского образования на Алтае.

В 50-60-е годы XVIII в. в округе наблюдался заметный рост сети школ. В 1760 г. предписание об открытии школы, «дабы обучать в ней детей солдатских и других служилых людей», было получено конторой Змеиногорского рудника. В 1765 г. появилась шкода в Бийске. В 1770 г. приступила к работе горнозаводская школа Сузунского медеплавильного завода. Сначала это была словесная школа, затем в ней открывается арифметический класс. В 1773 г. при Томском железоделательном заводе (верховье Томи) открывается Томская заводская словесная школа. В том же году начались занятия в Новопавловской заводской школе, в 1780/81 учебном году — в Локтевской заводской школе, в 1783 г. — в Алейской, а в конце 90-х годов — в школе на Салаирском руднике.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.