Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Просвещение arrow Учительские семинарии
Учительские семинарии

Как уже ранее отмечалось, на Алтае во второй половине XIX и в начале XX в. ощущалась острая потребность в учительских кадрах. В ряде начальных школ работали выпускники Омской и других учительских семинарий страны, а также Бийского и Улалинского катехизаторского училищ. К педагогической работе привлекались священнослужители, выпускники средних школ. В 1913 г. из числа преподавателей Алтая соответствующее их должности образование имели немногим более 20%. Следовательно, здесь давно назрела потребность в открытии специальных педагогических учебных заведений.

Первая учительская семинария открывается в с. Павловское в 1906 г. На 1 января 1907 г. в ней насчитывалось 17, а в 1911 г. — 75 учащихся. К моменту открытия семинария не располагала собственными помещениями. Занятия велись в арендованных у крестьян домах. Здание интерната (общежития) воспитанников семинарии было построено с большим нарушением санитарно-гигиенических норм; врачебная комиссия запретила проживание в нем. Нормальная работа по подготовке будущих учителей стала невозможной. Осенью 1911 г. семинария была переведена в Новониколаевск.

15 сентября 1915 г. учительская семинария учреждается в Барнауле, а 19 ноября 1917'г. — в Бийске. В учительские семинарии принимались лица (юноши) не моложе 16 лет, выдержавшие приемные испытания в объеме программ двухклассных начальных училищ Министерства народного просвещения с пятилетним сроком обучения. Для нуждающихся воспитанников начислялись стипендии, получение которых обязывало выпускников проработать учителем начальной школы не менее четырех лет. Семинаристы, обучавшиеся в семинарии три года, носили форму.

Будущие учителя изучали закон божий, русский язык, церковнославянский язык, арифметику, геометрию, физику, историю, географию, естествознание, чистописание, рисование, черчение, основы педагогики, гимнастику, пение, ручной труд. С ними организовывались систематические практические занятия в начальной школе. Для этого при учительских семинариях открывались начальные училища, где семинаристы проходили педагогическую практику. Опытные школы являлись также методическими центрами для учителей-практиков.

Учебно-методическая база обеих семинарий была бедна. Они в течение длительного времени размещались в арендованных помещениях. Тем не менее эти специальные учебные заведения обеспечивали довольно высокий уровень профессионально-педагогической подготовки. Преподавательскую работу в них вели наиболее опытные и высокообразованные специалисты — выпускники учительских институтов и духовных академий.

Таким образом, после открытия первой-школы на Алтае народное образование здесь получило развитие, однако и в начале XX в. оно находилось на низком уровне. В 1914 г. на обширной алтайской земле насчитывалось только 819 школ, из них 813 — начальных, с общим числом учащихся 52,1 тыс. чел.

В 1917 г. грамотность населения губернии составляла всего лишь 15,3% (в городах — 28, в сельской местности — 14,6%). На 2547290 жителей Алтая приходилось 72716 учащихся.

Еще хуже обстояло дело с народным просвещением в Горном Алтае, где насчитывалось 28 миссионерских школ. Из 1500 обучавшихся в данных школах детей коренных жителей — алтайцев — было немногим более 300 чел. Среди алтайцев, проживавших в селах, грамотные составляли всего 1,5%, а среди кочевников — только 0,4% [1, с. 230].

По существу не получили развития профессионально-техническое и среднее специальное, не говоря уж о высшем образовании. На народное образование в губернии расходовалось денежных средств в 25 раз меньше, чем на содержание полиции.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.