Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Сельское хозяйство XX в. arrow Торговое земледелие и животноводство
Торговое земледелие и животноводство

Развитие торгового земледелия и животноводства привело к оформлению целого ряда хозяйственных центров и специализации районов. Основными районами торгового сельскохозяйственного производства являлись лесостепная и степная зоны.

Первая из них имела двойное направление: скотоводство и земледелие, а в степной зоне на первом месте находилось земледелие, а затем уже скотоводство. Специализированное животноводство господствовало главным образом в лесостепной зоне Алтая, затем — в степной, но оно складывалось также в подтаежной, таежной и особенно в горно-таежной зоне (Бийский уезд).

Богатейшим хлебным районом являлся Барнаульский уезд. Из Барнаула накануне первой 'мировой войны ежегодно отправлялось по 4 млн пуд. хлеба. К барнаульской группе районов тяготело около 480 тыс. чел. сельского населения с 500 тыс. дес. посева и 670 тыс. голов скота в переводе на крупный. . Одним из важнейших пунктов вывоза хлеба в Барнаульском уезде стало до этого малоизвестное село Камень-на-Оби. К нему тяготел громадный район: хлеб вывозили из волостей, отстоявших более чем на 250 верст. Переселенческий поселок Секачи, переименованный затем в Славгород, стал центром транзита сельскохозяйственных продуктов, особенно после открытия построенной в 1912-1915 годах железной дороги от ст. Татарская. Крупными поставщиками хлеба становятся села Сорокине — 900 тыс. пуд. в среднем за 1909-1911 годы, Шелаболиха — 500 тыс. пуд. По 600-700 тыс. пуд. зерна Йжегодно скупалось в с. Бердском. Важнейшей водной артерией для массовых перевозок продукции стала Обь с крупнейшим перевалочным пунктом в Новониколаевске. Главными пристанями стали Бийск и Усть-Чарышская в Бийском уезде. Хлебные грузы поступали сюда из волостей, находившихся на расстоянии 150-200 верст. Бийский уезд являлся также крупнейшим поставщиком мяса.

Приведенные выше данные красноречиво свидетельствуют о значительном прогрессе в сельском хозяйстве Алтая в предвоенные годы. В нашей литературе, как теперь это видно, он принижался и недооценивался, как и значение реформ Столыпина, Историки делали упор на общие закономерности, действующие в рамках всей страны, и исходили из положения о «крахе» и банкротстве столыпинских реформ. Считалось, что в условиях самодержавия ни один регион не мог сколько-нибудь серьезно вырваться вперед из-за тормозящего воздействия архаичного политического режима и других крепостнических пережитков. Специфика сельскохозяйственной Сибири не ускользала от внимания историков, но все же она осталась не до конца выявленной.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.