Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Торговля и предприниматели arrow Алтай - лидер по производству сливочного масла
Алтай - лидер по производству сливочного масла

В начале XX в. Алтай стал одним из основных районов Сибири по производству сливочного масла. Основная его часть изготовлялась на экспорт. Из 5,6 млн пуд., вывезенных в 1913 г. из Сибири, более 2 млн дал Барнаульский маслодельческий район [5, с. 162]. Барнаул, Камень, Бийск стали крупными центрами скупки и отправки масла.

Так, в 1906-1910 годах его в среднем ежегодно отправлялось водным путем (в тыс. пуд.): из Барнаула — 401,8, Бийска — 267,2, Камня — 154,4 [6, с. 277, 308, 331]. В Новониколаевске алтайское масло перегружалось на железнодорожный транспорт и далее следовало до прибалтийских портов. Здесь его перегружали на корабли для доставки в Данию, Англию, Германию. Маслоторговля находилась на Алтае преимущественно в руках датских, английских, германских и прочих иностранных компаний, а также объединения сибирских кооперативов с участием английского капитала — Союза сибирских маслодельных артелей. Например, только в 1913 г. из Барнаула было вывезено на экспорт 193 тыс. бочонков масла (средняя вместимость одного бочонка — 3,5 пуда).

Более других отправили датская Сибирская компания — 35122 бочки, Союз сибирских маслодельных артелей — 32655, датчанин И.И. Линд — 25066 бочек. Среди крупных экспортеров были датчане В. Кнудсен, К. Иргенсен, фирма из Дрездена «Георг Мюнх» [7, л. ЗЗоб.]. Несмотря на дальнюю перевозку, сибирское масло было на рынках Европы конкурентоспособным, а конкурировало оно с датским, австралийским, английским. Определялось это низкими ценами на масло в Сибири и его хорошим качеством — низким содержанием соли и воды.

Маслоторговые фирмы одновременно продавали производителям датские сепараторы, другие «принадлежности молочного хозяйства»; и американскую сельскохозяйственную технику. Крупнейшим продавцом техники являлась американская монополия «Международная компания жатвенных машин», в Сибири она имела десятки складов, в том числе в Барнауле, Бийске, Камне, Змеиногорском, Усть-Чарышской Пристани.

Все в больших размерах ввозились на Алтай промышленные изделия из Европейской России и других государств. Например, в 1907 г., по сведениям городской управы, на барнаульские пристани прибыло грузов (в тыс. пуд.): металлических изделий — 225, мануфактурных и галантерейных — 300, сельскохозяйственных орудий — 150, сахара — 100, керосина и технических масел — 150 и т. д.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.