Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Торговля и предприниматели arrow Развитие внутренней торговли на Алтае
Развитие внутренней торговли на Алтае

Развитие внутренней торговли на Алтае, как и товарообмен с другими регионами, во многом определялось дальнейшим ростом товарно-денежных отношений. Крестьяне все в больших размерах поставляли на рынок продукты и чаще становились покупателями изделий фабричной промышленности. Непосредственно на рост объемов торговли влияло и увеличение численности населения.

Торговля играла большую роль в развитии городов и крупных сел, которые являлись центрами скупки сельскохозяйственных продуктов и сырья. По сравнению со второй половиной XIX в. заметно возросло число стационарных торговых заведений: магазинов, лавок, складов и пр. Одновременно уменьшалось значение ярмарочной торговли.

Среди вывозимых товаров главную роль играли зерно и сливочное масло. Там, где пути сообщения были лучше, крестьяне предпочитали сами доставлять продукты на пристани, в города и крупные торговые села, для продажи крупным фирмам. Подвоз хлеба обычно начинался в конце августа-начале сентября, но основная масса хлеба поступала на рынок в декабре, январе. Многие села стали значительными хлебными рынками. Так, в 1907-1910 годах в среднем закупалось хлеба (в тыс. пуд.): в Сорокино — 600, Анисимово — 450, Волчихе - 440, Павловске — 100 и т. д. Далее хлеб поступал на пристани Оби. За указанные годы средне-годовая отправка зерна составила (в млн пуд.): из Барнаула — 5, Камня — 2,7, Бийска — 1,2, а со всех пристаней от Бийска до Новониколаевска — 13,1 млн пуд. [4, с. 64]. 40% зерна с Алтая поступало в Новониколаевск, где его частично перерабатывали на мукомольных мельницах города, а частично отправляли по железной дороге в восточном направлении. 30% зерна с алтайских пристаней шло водным путем до Тюмени, следуя далее на Урал.

Вывоз хлеба мог бы быть больше, но ему препятствовали отсутствие элеваторов, плохие дороги и особенно Челябинский тарифный перелом, который устанавливал повышенный, по сравнению с прочими грузами, идущими из Сибири в Европейскую Россию, тариф на зерно. Введен он был с целью ослабить конкуренцию сибирского хлеба на рынках" Европейской России, отвечал интересам производителей зерна европейской части и был отменен лишь в 1913 г.

Крупными хлеботорговыми фирмами на Алтае являлись пароходные компании, владельцы крупчатных мельниц — Федуловы, Платоновы, Грязновы, Винокуровы, томские купцы Гороховы, новониколаевские предприниматели Лобастов, Корольков и др.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.